Критики о Галковском

Олег Родин

Самиздат в Интернете

В известной Интернет - библиотеке Максима Мошкова http://www.lib.ru помимо прочих литературных и справочных материалов имеется раздел "Самиздат" - электронный журнал, где каждый автор может поместить свое произведение: прозу или стихи, фантастику или детектив, эссе или пьесу. Сейчас такая самодеятельная публикация не кажется чем-то удивительным, особенно в Интернете, где пока свобода слова практически не имеет ограничений. Сама Всемирная компьютерная Сеть как бы является своего рода глобальным "самиздатом". Но граждане бывшего СССР десятилетия назад вкладывали в слово "самиздат" несколько иной смысл: тогда под этим термином, существовавшем, вероятно, только в нашей стране, подразумевалась подпольно изданная с помощью подручных средств - преимущественно пишущей машинки и ксерокса - запрещенная литература или та, что издавалась с грифом "Для научных библиотек" и "Для служебного пользования". Так распространялись среди советской интеллигенции редкие и недоступные массовому читателю книги Тейяра де Шардена и Альберта Швейцера, Пастернака и Набокова, братьев Стругацких и многих других авторов.

Недавно отметил двухлетие существования сайт "Самиздат" Дмитрия Галковского www.samisdat.ru , и его автор пояснил специфику этого термина в новых условиях - на странице "Манифест нового русского самиздата". Стоит подробнее познакомиться с ним, чтобы понять: чем же является "самиздат" в эпоху казалось бы всеобщей гласности, свободы и демократии, провозглашенных в новой России.

"Начиная с эпохи оттепели, в СССР существовал "самиздат" - не подцензурная художественная, научная и справочно-информационная литература, хотя бы отчасти компенсирующая государственное безумие. После начала перестройки, по мере увеличения гласности сфера деятельности неофициальной прессы стала стремительно сокращаться, и после августа 1991 года эпоха самиздата, казалось бы, навсегда ушла в прошлое. Однако постепенно выяснилось, что, в то время как официальная пресса в советской России делала огромные шаги вперёд, неофициальная и эмигрантская печать сделала огромные шаги в обратном направлении. В конце концов, к 1993 году, после октябрьского переворота в Москве, наступила историческая "встреча на Эльбе", в результате которой вся независимая пресса безоговорочно и оптом перешла на сторону властей, - говорится в "Манифесте нового русского самиздата". В оппозиции остались либо заведомые маргиналы и аутсайдеры, либо политические провокаторы, по заданию госбезопасности специально "отслеживающие" и компрометирующие любые серьёзные проявления инакомыслия, - продолжает автор Манифеста. - Плоды этой "исторической встречи" окончательно созрели к 1997 году, когда ведущие средства массовой информации России открыто заявили, что подкуплены определёнными финансовыми и политическими группировками, что они выражают мнение этих группировок, что подобным явлением они очень довольны и, вообще, как бы "по иному и быть не может", ибо так действуют во всём мире. "Во всём мире", однако, "проплачиваемые" средства массовой информации называются рептилиями и составляют заведомое меньшинство не только в смысле идейном, но и с точки зрения коммерческой. Разумеется, "продажная пресса" есть явление повсеместное и неискоренимое, подобно проституции или фальсификации пищевых продуктов. Но независимая печать есть также явление универсальное. Универсальное настолько, что за право высказать своё мнение люди идут в тюрьмы или даже на смерть. Это нормальная, почти биологическая потребность человека, и заявлять, что подчинение денежному мешку есть естественное и неизбежное состояние для духовной жизни великой страны могут лишь люди, находящиеся в состоянии глубокого маразма. Они в этом состоянии давно и находятся. Достаточно сказать, что подавляющая часть прессы России поленилась даже изменить коммунистические вывески, и прилавки газетных киосков до сих пор украшают всевозможные "Комсомольские правды" и "Московские комсомольцы".

Как считает автор Манифеста, информационное пространство контролируется партноменклатурой и уголовниками. В этих условиях русской интеллигенции остаётся лишь одно: уйти и начать ЗАНОВО создание действительно независимой прессы. К счастью, условия для этого сейчас неизмеримо более благоприятны, чем в начале 60-х годов. С точки зрения социальной - участников нового самиздата ожидают не тюрьма, сумасшедший дом или позорное изгнание из страны, а лишь публичная клевета и нищета. Но главное не это. Сейчас, в эпоху компьютерной революции возникла качественно новая ситуация в области техники самиздата. Собственно и старый самиздат возник во многом из-за новых условий распространения информации. Сначала в 50-60-х годах удар по технической монополии государства нанёс бытовой магнитофон и массовое распространение печатных машинок. Затем в 70-80-х годах - ксерокопировальная техника. Далее, в 90-х годах в нашей стране стало возможным создание частного издательства. Однако подобный путь до сих пор требует больших вложений и трудоёмок технически. Но за последние годы возникла новая ситуация: в России появился и получил реальное распространение Интернет.

Именно Интернет при минимальных затратах даёт колоссальные возможности для распространения информации. В смысле оперативности информации максимум, что мог себе позволить старый "самиздат" это нерегулярно выходящий бюллетень "Хроника текущих событий". Сейчас методом виртуального самиздата можно публиковать не только оперативную информацию, но и огромные базы данных, причём в режиме постоянной двусторонней связи с пользователями.

Что же предлагает пользователю сайт "Самиздат": об этом рассказывает страница "Подробное оглавление". Отсюда активные ссылки ведут к разделам "Общая информация", "Манифест", "Дневник обновлений", "Участники проекта", Журнал "Разбитый компас", книга "Бесконечный тупик", представленная в присущем именно Интернету гипертекстовом виде, затем "Осведомительное агентство" - рубрика, в которой публикуется общественно значимая научная информация в области гуманитарного знания. Особый упор сделан на размещение больших массивов данных, которые носят справочный характер и предполагают возможность участия пользователей в их сборе и обработке. Любопытен раздел "Белое движение" - база данных по гражданской войне в России и белоэмиграции, которая представляет собой электронную "Книгу Памяти" участников Белого движения в России. В эту базу внесены все лица, участвовавшие в антибольшевистской борьбе в 1917-1922 гг. в составе белых армий, иных антисоветских формирований и подпольных организаций, граждане, репрессированные советскими властями по политическим мотивам во время и по окончании гражданской войны; а также участники организаций белой эмиграции за рубежом.

База данных создана на основании всех доступных источников, прежде всего это материалы бывшего Пражского эмигрантского архива, а также архивы в Джорданвилле и Стэнфордском университете. Здесь же сведения из белых газет времен гражданской войны (списки убитых, награжденных, назначенных на должности и т.д.), книги и статьи по истории гражданской войны и эмиграции, воспоминания участников гражданской войны и эмиграции и так далее. Данные по участникам белого движения (пункт "Персоналии") дополняются достаточно обширным справочным материалом, касающимся воинских формирований, боевых действий и эмигрантских организаций.

Из прочих разделов любопытна "Антология советской поэзии" - несколько сотен "типовых" стихотворений, разбитых по рубрикам и дающих представление о характере и уровне советской культуры. В рубрике "Аналитические материалы" опубликована книга Сергея Волкова "Интеллектуальный слой в советском обществе", в которой на огромном фактическом материале показано - откуда произошёл советский человек. В разделе "Осведомительное агентство" продолжается публикация базы данных по русскому масонству: здесь имеются "Списки русских масонов ХХ века", а также "Список русских масонских лож и их состав". На сайте есть и "Гостевая книга", в которой разворачиваются любопытные дискуссии авторов сайта с его посетителями. В целом сайт оригинален по концепции и содержанию, а потому, безусловно, достоин внимания как историков - исследователей, так и множества любознательных читателей.

радио "Свобода", передача "Седьмой континент", не позднее 12 марта 2000 года