Критики о Галковском

Георгий Осипов

«Сколько их! куда их гонят?»

Дмитрий Галковский – одна из самых загадочных фигур отечественной литературы. Уже довольно много лет назад он поразил читающую публику своим философским романом «Бесконечный тупик», не очень ласково встреченным критикой, и… пропал с литературного горизонта. Точно обозлившись на всех и вся. «Отстаньте от меня, сволочи гуманные» – так, кажется, называлось его последнее интервью.

Но вот Галковский явился снова, и снова в жанре совершенно неожиданном, сотворив не рассказ, повесть или роман, а… антологию. Антологию советской (лучше и резче было бы сказать – «совковой») поэзии, строй и речевую манеру которой он сравнивает с «утиной» речью героев Оруэлла. Отсюда и название – «Уткоречь». Галковский говорит, что возникновением книга эта обязана его покойному отцу, очень любившему стихи и оставившему после себя около шестисот советских поэтических сборников. «Психологически очень трудно было выбросить их, никому не нужных, никчемных, загромождавших полки, – рассказал Галковский. – И я решил оставить только книги с дарственными надписями. Выуживая их из общей массы, я стал вчитываться и вырывать для смеха наиболее понравившееся. Так образовалась целая кипа листков…»

Структура антологии, изданной крохотным тиражом в далеком Пскове, по замыслу Галковского, несколько напоминает Дантову преисподнюю. Только здесь – те круги, в которых вращался денно и нощно homo soveticus: любовь к трем мандаринам (Ленин, Сталин и один по выбору), производство, Советская Женщина, лЫрика, дружба народов, война и, конечно же, многочисленные и многоликие Враги. И кружатся, подхваченные вихрем ушедшего столетия, все эти алтаузены, долматовские, дудины, боковы, грибачевы, марковы, софроновы и лебедевы-кумачи… И не зазря вспоминается тот, кто, по счастью, так и не узнал, что такое советская поэзия: «Сколько их! куда их гонят?»

журнал "Новое время", №2940, 24 марта 2002 года