Критики о Галковском

Владимир Богомяков

О квадратных яйцах друга утят

Мир не прост, совсем не прост, нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз. Я понял это, когда вышел вчера на прогулку с собаками и Атос, будучи псом вообще-то мирным, напал на одну небольшую собачку (по-моему, она была все-таки виновата - первая тявкнула) и прокусил ей бок. Потом пришлось извиняться перед хозяйкой (а я этого не люблю), везти собачку на машине к ветеринару, зашивать ей бок... Событие это совпало с чтением конспирологического сценария Галковского про Друга Утят. Пересказывать сюжет я не буду - кто хочет сам прочитает этот сценарий.

Чем отличаются сценарии от несценариев? Я думаю, что когда читаешь сценарий, должно представляться все очень зримо, кинематографично. Так и было, когда я читал «Друг Утят»: перед глазами стояли дауны, роботы, бандиты, актеры, Елена Викторовна и прочие обитатели общества гиперинформационного и общества нашего (предгиперинформационного).

Автор должен научить нас что-то от всей души ненавидеть. Прочитав сценарий, я стал ненавидеть квадратные яйца. Мне и в голову не приходило сколь совершенны настоящие овальные приятные куриные яйца! Как упоительно держать их в руке. Да и как курице снести эти квадратные яйца? Их можно вырастить лишь неким искусственным способом... Квадратные яйца - это какой-то, прямо, декаданс. Есть квадратные яйца все равно, что, напудрив ноздри кокаином, выходить на променад.

Антиутопическая составляющая сценария весьма оригинальна: принято было рисовать прекрасный новый мир с ужасами тоталитаризма, здесь же прекрасный новый мир с ужасами индивидуализма. Ужасы убедительны, совсем не хочется в таком будущем жить, быть обитателем унылых ям-кенотафов, пусть там и станут прислуживать сонмы догадливых роботов. Хотя, роботы... что-то в них есть! Мне не нужно, чтобы робот кипятил мне чай - сам вскипячу, или чтобы робот грядки полол - сам прополю. Но, вот - говорить за меня по телефону моим голосом! Против этого невозможно устоять. Телефон сейчас не замолкает (это потому, что мне хочется, чтобы оставили в покое), потом, когда станет особенно одиноко, телефон замолчит.

По поводу маналупы. Феодалы шли на поклон к буржуям, но те считали своим долгом устроить им маналупу. Буржуи шли на поклон к интеллектуалам, но те тоже как же могли без маналупы обойтись? В мировой анархической революции погиб 1 млрд. 600 млн. человек, искалечено 2 млрд. 900 млн. человек, стерилизовано около 10 млрд. человек. Одного человека убить тяжело, но, чем больше становится убиваемых, тем легче их убивать. А уж когда счет идет на миллиарды, то убийцы, должно быть, совсем перестают чувствовать свою вину - здесь уже как бы действует некий, не зависящий от человеческой воли, космический процесс и мириады голых покойников мчатся, незримые к центру галактики...

Конечно, это произведение и о конспирологическом мышлении. Конспирология может быть очень разной. Может быть простое сокрытие некой деятельности путем создания тайных обществ, нелегальных партий, разветвленной шпионской сети и проч. Здесь тот, кто скрывает и тот, от кого скрыто, находятся на одной плоскости и имеют примерно один уровень мышления и понимания реальности. Это самый простой и самый неинтересный вариант. Конспирологический эффект может возникать тогда, когда я не хочу скрывать своих действий, допустим, от племени дикарей, пользуясь какими-нибудь современными приборами, но смысл моих действий все равно будет от них сокрыт. Или от меня, как от человека европейского, может быть сокрыто богатство смыслов индийского танца. Ну что ж, дикарей можно научить пользоваться современными приборами, а меня - понимать глубины индийской культуры. Если здесь и есть конспирологический эффект, то тоже совсем банальный и неинтересный. Нетривиальная конспирология начинается по-другому: вот сидит на берегу мужик, улыбается, а почему улыбается, я так и не пойму до конца. И он захочет полностью расконспирироваться и все равно не сможет рассказать до самого конца почему он улыбается. Человеческое бытие глубоко конспирологично, но здесь уже иная конспирология: Откровение потому и Откровение, что более сокровенного ничего быть не может - все наши надуманные секреты оказываются детскими загадками, которые в третьем классе уже и задавать-то стыдно.

Я не силен в психиатрии, но, по-моему, есть две подлинно философские болезни: шизофрения и паранойя. На первый взгляд они являются противоположными состояниями: шизофрения (как это явствует из самого названия болезни) - это расщепление личности, души, разума; паранойя же, наоборот, пребывание в некоем болезненном всеединстве, когда совершенно разрозненные факты вдруг складываются в логически выверенные цепочки, выстраиваемые злодеями (понятно, что цепочки эти угрожающе направлены против несчастного безумца). Паранойя не допускает ничего случайного: и звон ложечки в чайном стакане, и шаги за стеной становятся элементами некой единой зловещей картины. Может быть, противоположные по результату, болезни эти имеют один корень, одну причину, называемую в религиозной философии утратой целостности. Современная культура зачастую параноидально-шизофренична. Параноидально-конспирологическое мышление видит в дезинформации о коровьем бешенстве в Великобритании продуманную манипуляцию общественным сознанием с целью убрать из Европы крестьянско-фермерский элемент. Почтовый же терроризм, т.е. посылка по почте сибирской язвы, оказывается нужен для того, чтобы быстренько убедить население разных стран пользоваться емейлом. Когда 11 сентября самолеты в Нью-Йорке врезаются в небоскребы, то, наверное, за этим стоят определенные силы, за которыми тоже в свою очередь стоят некие силы - и так до бесконечности, где за последней спиной стоят совсем уж могущественные силы, озабоченные стабилизацией Метагалактики. Жутко и сладостно угадывать, кто же такой Друг Утят, однако, угадать невозможно, т.к. отгаданный оказывается всего лишь исполнителем чьей-то еще более могущественной и скрытой воли. При этом современная культура оставляет за каждым право видеть мир так, как он пожелает, со своей индивидуальной кочки, создавать собственную мифологию. В перспективе это и ведет к прекрасному новому миру, описанному Галковским, где каждый житель получает персонального антропоморфного наблюдателя, настроенного на психологию конкретного заказчика и фильтрующего информацию по установленным критериям, подбирая необходимый для пользователя объем информации и характер ее подачи.

Не будет света Истины - будут паранойя, шизофрения и перспективы всемирной анархической революции с последующим уничтожением всего живого на поверхности земли. Как противодействовать всемирному заговору? «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумниться в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет». В том числе и избавление от всемирного заговора и стабилизация Метагалактики.

интернет-издание "Лаборатория бытийной ориентации", №57, 6 августа 2002 года