Критики о Галковском

Игорь Шевелев

Пелевин под псевдонимом

В августовском номере "Нового мира" напечатан сценарий Дмитрия Галковского "Друг Утят".

Конечно, это классный ход Виктора Пелевина: когда все уже лопнули от нетерпения прочитать его новую книгу, напечататься под именем Дмитрия Галковского. Если кто забыл, так звали скандального публициста середины 90-х годов, который в "Независимой газете" методично обливал грязью всех кумиров и властителей дум российской интеллигенции — от Мамардашвили до, если не ошибаюсь, Аверинцева и Окуджавы. Тогдашний главный редактор НГ Виталий Третьяков был без ума от нового автора и даже дал ему "Антибукер", но жанр дороже денег: Галковский публично обгадил Третьякова и от премии отказался. Кроме "Бесконечного тупика" — книги бесконечных сносок в духе Василия Розанова на небольшой текст личных обид на все живое, — иных литературных произведений Дмитрия Галковского известно не было. Говорили, что анфан террибль русской мысли ушел куда-то в Интернет от окружающей пошлости, но указываемый сайт не обновлялся много лет, так что "хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался", как говорил один из изучаемых Галковским на вечернем отделении философского факультета МГУ персонажей.

Короче, виртуальное существование Галковского как бы подразумевало его виртуальное же использование. Так появился как бы сценарий как бы фильма как бы Дмитрия Галковского о как бы будущем нашей планеты через сто лет с наплывами из дня сегодняшнего. Антиутопию будущего предугадать легко — остатки человечества живут глубоко под землей в уютном окружении виртуальных слуг и информационного поля, какое сами себе пожелают. А начинается крах цивилизации прямо сегодня путем идеологической диверсии американцев, которые внедряют в незрелые мозги юных россиян через фонд Горбачева игру "Гэлэкси Плюс". Любого босса, вплоть до самых крутых мафиози и опирающегося на них московского мэра, эта лига игроков, назвавших себя "утятами", может достать через их детей, которых постепенно вовлекает в свою игру. Ну, а будущий захват России, человечества, Галактики и самой Вселенной объявлен (и как бы был показан в как бы новом фильме как бы режиссера Меньшова, премьера которого как бы случилась в как бы 2003 году) в начале сценария.

Полсотни страниц текста написаны довольно лихо. Сленг игроков чередуется с квазикультурологическими комментариями, а политические аллюзии — с примитивом акций картонных фигурок. Замысел сначала захватывает читателя, но исполнение вызывает все большее недоумение. Это как же надо увлечься компьютерными играми, чтобы заиграться до гибели цивилизации всерьез. Лучше всего выписан инфантильный образ самого автора, как бы Галковского, который как провалился с ногами в мир компьютерных игр, так до сих пор не может из него вылезти. Поэтому и сценарий производит в конце концов впечатление чего-то недоделанного, полудетского. Замах на Пелевина, а исполнение на Галковского. Увы, не Пелевин. Что, конечно же, только подтверждает мастерское исполнение тем своего замысла создать виртуально-литературную игру под названием "Сочинить Галковского". Ай да "Бравый "Новый мир"!

газета "Время МН", №1003, 31 августа 2002 года